Зубаирова Елена Маратовна
Проект «Птицы родного края»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
• Расширить представление воспитанников о птицах нашего родного края.
• Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за повадками птиц.
• Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
• Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
• Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
• Научить детей правильно их подкармливать.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Участники проекта:
• Дети дошкольного возраста.
• Родители, законные представители наших воспитанников.
• Педагоги ДОУ.
• Население нашего микрорайона.
Срок реализации проекта:1 месяц
Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.
Этапы проведения проекта:
1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
• Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• Подбор познавательной, художественной литературы;
• Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
• Проведение бесед по проекту;
• Оформление консультаций;
• Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
• Изготовление дидактических игр;
• Оформление дидактических игр;
• Выставка рисунков «Птичье кафе»;
• совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
• Оформление описательных рассказов о птицах;
• Изучение корма для подкормки птиц;
• Выставка кормушек;
• Выбор места для кормушек;
• Наблюдение за птицами;
• В течение всего проекта кормление птиц;
• Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
• Оформление буклетов, памяток;
• Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
• Создание дневника наблюдений;
• Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
• Подведение итогов реализации проекта;
• Награждение активных участников проекта;
• Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» ит. д.
• Презентация проекта (освещение опыта работы);
• Освещение опыта работы в СМИ;
Пример планирования за один месяц.
- Организационно- образовательная деятельность «О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Досуг «Вечер загадок» (младший возраст).
- Рассматривание иллюстраций «Птицы родного края».
- Беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц.
- Наблюдение за птицами:
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь.)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
- Чтение
** Е. Благинина «Стрижи»
** Г. Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю. Тувин «Птичье радио»
** Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А. Толстой «Сорока».
** С. Вахринцева «Птицы»
** Г. Х. Адерсен «Дикие лебеди»
** В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
-«Путешествие с птичкой по лесной дорожке» - рисование младшая группа
- Подвижные игры - «Гуси» - младший дошкольный возраст
- Разучивание скороговорок.
- Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
- Слушание в аудиозаписи «Голоса птиц»
- Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
- Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.